Дисграфия

Дисграфия

Дисграфия – это фрагментарное отклонение, возникающее в письменной речевой деятельности, обусловленное недостаточной развитостью (или распадом) функций психики, участвующих в воспроизведении и управлении письменной речью.

Описываемое расстройство проявляется устойчивыми, характерными, повторяющимися ошибками, появляющимися при письме, которые без целенаправленного коррекционного вмешательства не исчезают.

Диагностирование дисграфии, первым делом, включает оценивание письменных работ, обзор устной и проверка письменной речи. При рассматриваемом нарушении коррекционное воздействие заключается в ликвидации расстройства звукопроизношения, вырабатывании неречевых функций, лексики, фонематических процессов, грамматики, связности речи.

Причины

Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность. Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).

Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), алалию (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), дизартрию (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.

Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия. Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет. Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.

Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).

Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).

Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.

Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.

Симптомы

Проявления, характеризующие описываемую патологию, включают типичные воспроизводящиеся на письме ошибки устойчивого характера, необусловленные незнанием грамматики и языковых норм.

Классические ошибки, наблюдающиеся при различных вариациях дисграфий, могут обнаруживаться в:

  •  смешении и замене графически схожих рукописных букв (к примеру, ш – щ, м – л) либо фонетически похожих звуков (б – п, ш – ж);
  •  нарушении раздельности либо слитности написания слов;
  •  искажении буквенно-слогового построения слова (буквенные перестановки, их добавление или пропуски);
  •  аграмматизмах (дефекты словесных трансформаций и согласованности слов).

Также выделяют неречевую симптоматику, а именно: неврологические отклонения, расстройство когнитивной сферы, восприятия, памяти, моторики, психические отклонения.

Помимо перечисленного, данное отклонение характеризуется замедленным начертанием букв и неясностью почерка. Также часто наблюдаются «соскальзывания» слов со строк, колебания высоты букв и их наклона, замены строчными литерами прописных и наоборот.

При артикуляторно-акустической вариации дисграфии характерные погрешности написания обусловлены неверным звукопроизношением (индивид пишет также, как произносит). Здесь замены и пропускания букв при письме повторяют аналогичные звуковые погрешности в устной коммуникации. Артикуляторно-акустическая разновидность рассматриваемого отклонения наблюдается при ринолалии, полиморфной дислалии, дизартрии. Другими словами, описываемая разновидность возникает у малышей с фонематической незрелостью речи.

Акустическая форма характеризуется недоразвитием фонематической перцепции на фоне сохранности звукопроизношения. Погрешности в письме здесь проявляются заменой литер, соответствующих близким звукам (шипящих – свистящими, глухих – звонкими и наоборот).

Дисграфию, возникшую вследствие расстройства языкового обобщения и анализа, характеризует отклонение в расчленении на слоги слов, на слова – предложений. Описываемая разновидность дисграфии проявляется пропусками, повторениями или буквенно-слоговыми перестановками, написанием дополнительных букв либо опусканием окончаний слов, написанием слитно предлогов со словами и наоборот, раздельно – с приставками. Чаще встречается дисграфия у младших школьников именно на почве разладов в языковом разборе и обобщении.

В ошибочном склонении слов, нарушении согласованности слов и предложных конструкций (неправильном порядке слов, выпускании членов предложения) проявляется аграмматическая дисграфия. Данная разновидность обычно сопровождает общее недоразвитие речевой коммуникации, обусловленное алалией и дизартрией.

При оптической вариации описываемого расстройства при написании смешиваются либо заменяются графически схожие буквы. Нарушение воспроизведения и узнавания изолированных букв свидетельствует о литеральной разновидности оптической дисграфии.

При неверном написании литер в слове, можно говорить о вербальном виде данной дисграфии. Характерными ошибками анализируемой формы дисграфии считаются добавление буквенных элементов либо их недописание (х взамен ж или наоборот), зеркальное начертание букв.

Нередко при рассматриваемом отклонении обнаруживается неречевая симптоматика: понижение работоспособности, гиперактивность, неврологические сбои, отвлекаемость, снижение памяти.

Дисграфия у взрослых лиц характеризуется аналогичной симптоматикой и проявляется она устойчивыми ошибками при написании на фоне знаний орфографических норм и правил грамматики.

Виды и формы

Можно выделить нижеприведенные формы рассматриваемого недуга: акустическую, артикуляторно-акустическую, аграмматическую, оптическую и дисграфию, вызванную расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, соотносящей понятийный смысл и типовое звучание (язык).

Акустическая вариация дисграфии проявляется подменой букв, отвечающих фонетически схожим звукам. Специфика данной разновидности заключается в верном произношении таких звуков устно. Зачастую при письме смешиваются звонкие буквы с глухими, шипящие – со свистящими, компоненты – с аффрикатами, заключенными в них. Помимо того рассматриваемая разновидность дисграфии обнаруживается и в неверном обозначении при написании мягкости согласных, например, «лубит», «писмо».

Дисграфия у детей артикуляторно-акустической формы заключается в произведении ошибок при написании вследствие наличия нарушения звукопроизношения. Другими словами, кроха, основываясь на собственном неверном произношении, закрепляет его и в письменной речи. Поэтому, пока неоткорректировано звукопроизношение, не следует заниматься исправлением письма, основываясь на проговаривании.

Аграмматическая дисграфия обусловлена незрелостью грамматической структуры речи. Малыш пишет вопреки грамматическим правилам («хороший сумка», «веселые девочка»). Грамматические огрехи на письме встречаются в словесных конструкциях, их сочетаниях, предложениях. Данная вариация дисграфии чаще обнаруживается у третьеклассников. Здесь школьник уже овладел грамотой и «вплотную» подошел к постижению правил грамматики, но освоить нормы словоизменения именных составных частей речи кроха не может. Это и обнаруживается в неверном написании морфем, стоящих в окончании словесной конструкции и показывающих связь слова с иными словами.

Оптическая вариация дисграфии основывается на недоразвитии зрительного обобщения и анализа, пространственных представлений. Все литеры русского алфавита «укомплектованы» набором определенных элементов («овалы» и «палочки»), и состоят из нескольких «характерных» элементов. Схожие составляющие, всячески соединяясь в пространстве, образуют разнообразные литеры: и, ш, щ. Когда малыш не ухватывает отличий между буквами, это приводит к сложностям в освоении навыков начертания букв, а также к неверному воспроизведению их на письме.

Дисграфия у младших школьников, спровоцированная расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, считается наиболее распространенной. Ей присущи такие ошибки: пропуски литер и даже слогов, «передислокация» букв, слогов, начертание в слове дополнительных букв, недописывание слов, удвоение букв, слогов, написание с предлогами слитно, а с приставками раздельно, соединение в слове слогов из разных слов.

Некоторые авторы выделяют также моторную форму дисграфии, которая обусловлена сложностями в произведении движений кисти при письме. Помимо того отмечается нарушение взаимосвязи моторных представлений слов и звуков со зрительными образами. Вследствие этого возможно появление писчего спазма, характеризующегося возникновением изменение двигательных актов руки, что провоцирует отклонения при письменной деятельности. При этом возможность выполнять иные действия рукой сохранены.

Диагностика

Диагностические мероприятия, первым делом, включают исключение физиологических причин, аномалий слуха и зрительных патологий. Поэтому проводится обследование «узкими» специалистами – окулистом, невропатологом, отоларингологом.

При этом, прежде всего, дабы диагностировать рассматриваемое нарушение, необходимо проведение логопедического исследования, так как, в первый черед, надобно оценить уровень дозрелости речевых функций. Здесь важно определить является ли ошибочное написание литер дисграфией либо это обычная безграмотность, основанная на незнании норм правописания.

При обследовании малышей на дисграфию, сперва-наперво, проверяют:

  • степень общего развития крохи;
  •  уровень зрелости устной речи (здесь оценивают качество произношения звуков, умение их различать, наличие фонематического обобщения и анализа, специфики грамматического построения речи, лексику);
  •  умение осуществлять звуковой анализ;
  • состояние моторики (речевой и ручной), комплектность артикуляционного аппарата;
  •  количество словарного запаса, правильности речевого построения;
  •  письменную речь (здесь проводится разбор письменных работ крохи, ему дается задание, состоящее из таких блоков: переписывание текста, диктант, описания картинок, чтение по слогам и буквам).

Также, дабы определить причины дисграфии необходимо проведение исследования зрения, проверки слуха и зрелости ЦНС. Помимо того, проводится тестирование для выявления ведущей руки.

Для обнаружения рассматриваемого отклонения у малышей младшего школьного периода часто применяется метод оценки навыков фонематического речевого анализа. Крохе дают несколько упражнений, показывающих уровень умения устно анализировать звуковой ряд слов.

Тестирование включает задания, выполняя которые малыш продемонстрирует способность:

  •  распознавать и акцентировать в слове заданный звук;
  •  подбирать картинки, названия которых начинаются с обозначенного звука;
  •  изобретать слова;
  •  расчленять предложения на слова, затем на слоги;
  •  сопоставлять слова согласно звуковому составу;
  •  выявлять звуковые коверкания в словах, произносимых самим крохой либо другим индивидом;
  •  воспроизводить за логопедом последовательно нескольких слогов.

Дабы проверить дошкольника на вероятность наличия дисграфии рекомендуется оценить его подход к рисованию, а также на характер самих рисунков. Если трех-четырехлетка не любит рисовать, то это нередко свидетельствует о предрасположенности крохи к дисграфии. Рисунки малыша, имеющего дисграфию, отличаются присутствием прерывистых, рваных, дрожащих линий, совершенных излишне слабым либо, напротив, чересчур сильным нажатием карандаша

https://psihomed.com/disgrafiya/

Читайте также:

МДЦ LUX
Боли в сердце

Боль в области сердца — одна из самых частых причин обращения людей за скорой помощью. Боли в сердце по их происхождению можно разделить на две основных группы. ..

Подробнее
МДЦ LUX
Гипертонический криз

Гипертонический криз — это быстрое и резкое повышение артериального давления до уровня 180/110 мм рт. ст. и выше. Если через пять минут давление остаётся таким же высоким, нужно предпринимать меры для немедленного его снижения. ..

Подробнее

Этот веб-сайт использует Cookies

Как и на большинстве сайтов в интернете, на нашем сайте используются cookies. Они обеспечивают правильную работу функционала сайта. При использовании нашего сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies и других похожих технологий.